Бизнес план предприятия

Опубликовано: Категория: Это интересно

Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

Бизнес-план должен:

  • показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
  • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;
  • определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, регионального и государственного бюджета.

Основные функции бизнес-плана:

  • является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
  • может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
  • выступает инструментом привлечения новых инвестиций;
  • является инструментом реализации стратегии предприятия.

Одним из важнейших этапов процесса планирования является составление бизнес-плана, необходимого как для внутрифирменного планирования, так и для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

Содержание бизнес-плана

В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.

Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура документа должна быть унифицирована.

Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы:

1. Обзорный раздел (резюме)

Резюме — один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта. От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию.

Резюме должно содержать:

  • цель проекта;
  • краткое описание компании;
  • краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;
  • объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;
  • основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;
  • предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;
  • номера и даты получения патентов и сертификатов;
  • факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.

2. Описание предприятия:

  • основные виды деятельности и характер компании; профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);
  • стадия развития данного бизнеса;
  • цели предприятия и его организационно-правовая форма;
  • что и как компания намерена предлагать своим клиентам;
  • основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;
  • нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;
  • показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;
  • отличия данного предприятия от других компаний.

3. Описание продукции или услуг:

  • физическое описание продукции или услуг;
  • описание возможностей их использования;
  • привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг, их новизна;
  • степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;
  • список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).

4. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.

Цель анализа рынка — разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара

Анализ рынка содержит:

  • определение спроса и емкости рынка;
  • анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;
  • результаты исследования рынка;
  • прогнозы объемов продаж;
  • описание маркетинговой стратегии данной компании (стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара,ценообразования, стимулирования продаж и т. д.).

Маркетинговая стратегия включает:

  • технологии и результаты сегментации рынка;
  • стратегию ценообразования, прогнозы цен на товары предприятия;
  • стратегии охвата рынка;
  • стратегии разработки новых товаров;
  • выбор ресурсной стратегии;
  • выбор методов и способов распространения товаров;
  • стратегию стимулирования быта продукции;
  • выбор стратегии рекламы товара;
  • выбор стратегии развития предприятия на перспективу.

5. Производственный план

Основной производственный план содержит:

  • общий подход к организации производства;
  • необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;
  • технологические процессы на производстве;
  • необходимое оборудование и его мощность.
  • требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

План обновления выпускаемой продукции должен содержать:

  • описание научных подходов, систем, принципов, методов и технологии, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;
  • технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
  • показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоёмкости продукции предприятия и основных конкурентов;
  • план НИОКР.

План производства и реализации продукции должен включать следующие вопросы:

  • расчет производственной мощности подразделений предприятия;
  • оперативно-календарные планы;
  • план реализации продукции;
  • анализ использования производственной мощности предприятия;

План развития производства содержит планы:

  • повышения технического уровня производства;
  • повышения организационного уровня производства;
  • социального развития коллектива;
  • мероприятий по охране окружающей среды;
  • инвестиционных проектов по развитию производства.

6. График выполнения работ

График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.

План обеспечения производства должен содержать:

  • анализ эффективности использования различных видов ресурсов;
  • расчет потребности в различных видах ресурсов;
  • план материально-технического обеспечения производства;
  • информационное обеспечение управления производством;
  • нормативно-методическое обеспечение производства.

7. Управление и организация

Управление предприятием включает:

  • описание основных участников предприятия (предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т. д.);
  • организационная схема компании, показывающая внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации;
  • порядок подбора, подготовки и оплаты труда сотрудников.

Организация реализации бизнес-плана предусматривает:

  • разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов;
  • организацию учета и контроля выполнения планов;
  • мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами;
  • регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия.

8. Финансовый план

Финансовый план должен быть согласован с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана, поскольку в нем обобщаются и представляются в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

В финансовый план должны включаться:

  • прогноз объемов реализации;
  • баланс денежных расходов и поступлений;
  • финансовый бюджет предприятия;
  • прогнозный баланс;
  • операционный бюджет предприятия;
  • управление ценными бумагами, рисками, страхованием;
  • основные показатели эффективности проекта (срок окупаемости, чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности, рентабельность).

9. Оценка рисков

В разделе «Оценка рисков» требуется оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись

Ответ на вопрос, как минимизировать риски и возможные потери от них, должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

10. Приложение

В данный раздел включаются документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане, например, биографии управленческого персонала, результаты исследования рынка, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, план производственных площадей, договоры, гарантийные письма.

В разработке бизнес-плана важнейшая часть — финансовая, основанная на анализе и оценке денежных потоков, генерируемых финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, расчете основных показателей их эффективности.

55913fb686815

информация взята с сайта http://www.grandars.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *